Если у ребенка проблемы с речью, произношением звуков, пониманием и воспроизведением слов и предложений, родители обращаются за помощью к специалистам. И тут перед родителями встает вопрос, к какому же специалисту необходимо обратиться? Сегодня мы расскажем о логопеде-дефектологе. И ответим на несколько вопросов.
Что нужно знать родителям о таком специалисте, как логопед-дефектолог?
С какими детьми работает логопед-дефектолог? Когда нужна консультация и занятия с логопедом-дефектологом?
Логопед-дефектолог – это специалист, который работает на стыке двух специальностей: логопедии и дефектологии. В чем же сходство, и в чем различие между логопедом и дефектологом? Давайте разберемся. Логопед – это специалист, который занимается выявлением, диагностикой и исправлением различных дефектов речи у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Дефектолог – это педагог, специализирующийся на работе с детьми, которые имеют различные отклонения в развитии. Работа эта основывается на том, что в условиях раннего обучения и воспитания возможно полное преодоление или сглаживание биологической недостаточности в познавательном, физическом и эмоциональном развитии ребёнка. Дефектолог формирует учебные навыки, коррегирует проблемы, которые имеются у ребенка, старается максимально приблизить его развитие к уровню нормального. А логопед-дефектолог специализируется на речевых отклонениях у детей, с сопутствующими патологиями центральной нервной системы, речевого аппарата и органа слуха. Логопед-дефектолог проводит коррекцию высших психических функций, и работает над речью ребенка, используя эти самые высшие психические функции. Таким образом, речевая составляющая ребенка развивается со всех сторон.
Логопеды-дефектологи работают с детьми, имеющими следующие нарушения:
- задержка психического развития (ЗПР);
- задержка психомоторного развития (ЗПМР); - задержка психоречевого развития (ЗПРР);
- задержка речевого развития (ЗРР);
- олигофрения (умственная отсталость);
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- аутизм (РДА);
- синдром Дауна;
- перинатальная энцефалопатия (ПЭП);
- минимальная мозговая дисфункция (ММД);
- синдром дефицита внимания и гипервозбудимости (СДВГ);
- сложная структура дефекта (наличие нескольких дефектов в развитии одновременно);
- общее недоразвитие речи, алалия моторная, алалия сенсорная (вторичное нарушение в структуре дефекта);
- нарушения в физической и психо-эмоциональной сфере;
- трудности в усвоении знаний в предшкольный период;
- проблемы обучения в школе.
Логопед-дефектолог изучает степень выраженности дефекта, проводит диагностику высших психических функций (мышление, внимание, память, речь, восприятие, воображение). В зависимости от узкой специализации дефектолога (олигофренопедагог, сурдопедагог или сурдолог, тифлопедагог), акцентируется внимание на слухе, зрении, речи, двигательных функциях, мыслительных операциях, особенностях эмоционально-волевой сферы.
На занятиях дефектолог-логопед осуществляет работу по следующим направлениям:
- развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое);
- развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное);
- развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая);
- развитие и коррекция мышления; - развитие и коррекция речи (устная, письменная);
- развитие и коррекция моторики (моторной функции);
- развитие и коррекция зрения;
- развитие и коррекция слуха;
- развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
- восполнение пробелов в познавательной сфере;
- развитие и формирование элементарных математических представлений;
- развитие и формирование конструктивной деятельности.